Культуры и истории наследие, —

Все то, чем человечество гордится,

Все лучшее за многие столетия

В тиши музеев бережно хранится,

Здесь люди обретают вдохновение

И получают много впечатлений,

Здесь оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений.

 
 

                              

Руководитель музея имени Ф.Ф. Черепанова

Сухотина Е.А,

учитель истории и обществознания,

 

 

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

    Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

    Комплексно - краеведческий музей имени Фёдора Фёдоровича Черепанова был создан и существует благодаря энтузиазму  выпускников школы.  Музей  начал создаваться с 2004 года.

За время существования музея было собрано 647 экспонатов основного фонда.

                         

Разделы экспозиции:

- В жизни всегда есть место подвигу.

- Помним героев, чтим ветеранов.

- Шахта № 12 – ровесница Октября.

- Учителя школы – ветераны педагогического 

   труда.

- Учителями славится Россия,

   ученики приносят славу ей.

Основные виды деятельности школьного музея:

Организация поисковой деятельности:

Работа с архивными документами;

Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города, области;

Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;

Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.;

Исследовательская деятельность:

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в научно - практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах на уровне района, области.

Оформительская деятельность:

Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

Оформление экспозиций, витрин для школьного музея.

Экскурсионно-просветительская деятельность:

Проведение встреч, праздников, экскурсий в музее и т.д.;

Участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

Основными формами работы стали:

создание презентаций Power Point по материалам архива музея;

проведение экскурсий по школьному музею;

участие в областных, городских краеведческих конкурсах;

сбор и оформление краеведческого материала;

организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами труда, проведение уроков мужества;

   

Поздравление с Днем рождения «дитя войны»

Хвиль М.А.(октябрь 2016 г.)

   

Урок Мужества в 7 «Г»

«Расстрелянное детство» сентябрь 2015 г.

   

Активисты школьного музея

высаживают саженцы

   

 

В день Памяти Героя (май 2016 г.)

   

Урок Мужества «Дети Беслана»

(сентябрь 2015 г.)

   

Экскурсовод Ольга Коломина (май 2016 г.)

   

Активисты объединения «Память»

при школьном музее (апрель 2016 г.)

   

Выступление экскурсовода Анны Сивак

о шахте № 12 (февраль 2016 г.)

 

 Экскурсоводы Кирилл Красуля и 

Никита Татаринов (февраль 2016 г.)

   

Экскурсовод Анна Сивак участница городского конкурса экскурсоводов

(февраль 2016 г.)

Особенности школьного музея:

1. Образовательный музей, экспозиции которого напрямую используются учителем литературы, истории, географии, биологии и др.

2. Воспитательный музей, где происходит процесс воспитания, в том числе во внеурочное время, и имеет преобладающее значение во всей деятельности музея.

3. Адресный музей, где детская аудитория является приоритетной.

Именно школьный музей способен реализовать принцип:

«Музей для детей и руками детей».

Цели школьного музея:

Школьный музей призван:

• способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств,

• расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей к овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,

• служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Задачи школьного музея:

1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

2. Провести экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми.

3. Осуществлять сотрудничество с учителями-предметниками в школе и успешно реализовывать межпредметные связи.

4. Проводить оформление собранного материала.

5. Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение.

6. Пополнять фонд музея.

7. Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок.

8. Оказывать содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

9. Проводить сборы необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике.

10. Проводить научно-лекционные занятия по различной тематике.

11. Для работы в музее ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

12. Обучить актив музея, проводить экскурсии, оформлять собранный материал, классифицировать его, вести учет, прививать у учащихся заинтересованность в работе школьного музея.

Признаки школьного музея.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков:

1. Основной признак любого музея, в том числе и нашего школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории российской (советской) космонавтики. Эти предметы и документы составляют основу музея.

2. Музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.

3. Музей имеет помещение и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.

4. Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

5. В деятельности музея прослеживаются элементы социального партнёрства.

6. Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово- просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея.

7. Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, края независимо от того, какую тему они изучают.

8. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Социальные функции школьного музея.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие российской (советской) космонавтики, культуру края, частью которого является семья и школа.

Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейная работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций.

Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах.

Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, в процессе изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Многие педагоги - руководители школьных музеев, других объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Основные функции школьного музея:

- документирование истории путём выявления, сбора, изучения, хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;

- развитие детского самоуправления.