Культуры и истории наследие, — Все то, чем человечество гордится, Все лучшее за многие столетия В тиши музеев бережно хранится, Здесь люди обретают вдохновение И получают много впечатлений, Здесь оживают яркие мгновения Из жизни предыдущих поколений. |
Руководитель музея имени Ф.Ф. Черепанова Сухотина Е.А, учитель истории и обществознания,
|
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Комплексно - краеведческий музей имени Фёдора Фёдоровича Черепанова был создан и существует благодаря энтузиазму выпускников школы. Музей начал создаваться с 2004 года.
За время существования музея было собрано 647 экспонатов основного фонда.
Разделы экспозиции: - В жизни всегда есть место подвигу. - Помним героев, чтим ветеранов. - Шахта № 12 – ровесница Октября. - Учителя школы – ветераны педагогического труда. - Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. |
Основные виды деятельности школьного музея:
Организация поисковой деятельности:
Работа с архивными документами;
Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города, области;
Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.;
Исследовательская деятельность:
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в научно - практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах на уровне района, области.
Оформительская деятельность:
Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
Оформление экспозиций, витрин для школьного музея.
Экскурсионно-просветительская деятельность:
Проведение встреч, праздников, экскурсий в музее и т.д.;
Участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
Основными формами работы стали:
создание презентаций Power Point по материалам архива музея;
проведение экскурсий по школьному музею;
участие в областных, городских краеведческих конкурсах;
сбор и оформление краеведческого материала;
организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами труда, проведение уроков мужества;
Поздравление с Днем рождения «дитя войны» Хвиль М.А.(октябрь 2016 г.) |
|
Урок Мужества в 7 «Г» «Расстрелянное детство» сентябрь 2015 г. |
|
Активисты школьного музея высаживают саженцы |
|
В день Памяти Героя (май 2016 г.) |
|
Урок Мужества «Дети Беслана» (сентябрь 2015 г.) |
|
Экскурсовод Ольга Коломина (май 2016 г.) |
|
Активисты объединения «Память» при школьном музее (апрель 2016 г.) |
|
Выступление экскурсовода Анны Сивак о шахте № 12 (февраль 2016 г.) |
|
Экскурсоводы Кирилл Красуля и Никита Татаринов (февраль 2016 г.) |
|
Экскурсовод Анна Сивак участница городского конкурса экскурсоводов (февраль 2016 г.) |
Особенности школьного музея:
1. Образовательный музей, экспозиции которого напрямую используются учителем литературы, истории, географии, биологии и др.
2. Воспитательный музей, где происходит процесс воспитания, в том числе во внеурочное время, и имеет преобладающее значение во всей деятельности музея.
3. Адресный музей, где детская аудитория является приоритетной.
Именно школьный музей способен реализовать принцип:
«Музей для детей и руками детей».
Цели школьного музея:
Школьный музей призван:
• способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств,
• расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей к овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,
• служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Задачи школьного музея:
1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
2. Провести экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми.
3. Осуществлять сотрудничество с учителями-предметниками в школе и успешно реализовывать межпредметные связи.
4. Проводить оформление собранного материала.
5. Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение.
6. Пополнять фонд музея.
7. Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок.
8. Оказывать содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
9. Проводить сборы необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике.
10. Проводить научно-лекционные занятия по различной тематике.
11. Для работы в музее ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
12. Обучить актив музея, проводить экскурсии, оформлять собранный материал, классифицировать его, вести учет, прививать у учащихся заинтересованность в работе школьного музея.
Признаки школьного музея.
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.
Школьный музей имеет ряд признаков:
1. Основной признак любого музея, в том числе и нашего школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории российской (советской) космонавтики. Эти предметы и документы составляют основу музея.
2. Музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет помещение и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
5. В деятельности музея прослеживаются элементы социального партнёрства.
6. Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово- просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея.
7. Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, края независимо от того, какую тему они изучают.
8. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Социальные функции школьного музея.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие российской (советской) космонавтики, культуру края, частью которого является семья и школа.
Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейная работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.
Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций.
Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах.
Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.
Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, в процессе изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Многие педагоги - руководители школьных музеев, других объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Основные функции школьного музея:
- документирование истории путём выявления, сбора, изучения, хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;
- развитие детского самоуправления.